
Административный центр округа - г. Ханты-Мансийск. Площадь - 534,8 тыс. кв.км. Численность постоянного населения на 1 мая 2024 года – 1 763 439 человек.
В состав округа входят: 22 муниципальных образования.
Под воздействие могут попасть:
- 6 муниципальных районов, 7 городских округов, 130 населенных пунктов, 46 692 жилых домов, 1 152 946 человек, из них 306 319 детей;
- 1075 социально-значимых объектов (из них 172 с круглосуточным пребыванием людей);
- 160 потенциально-опасных объектов;
- 385 котельных;
- 2919 трансформаторных подстанций;
- 652 резервных источников питания;
- 9 377,303 км воздушных линий электропередач.
Численность населения:
Сургутский район |
129992 чел. |
|
г.о. Сургут |
424400 чел. |
|
всего |
554392 чел. |
|
Ханты-Мансийский район |
19022 чел. |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
111772 чел. |
|
всего |
130794 чел. |
|
Нефтеюганский район |
47486 чел. |
|
г.о. Нефтеюганск |
126690 чел. |
|
г.о. Пять-Ях |
40530 чел. |
|
всего |
214706 чел. |
|
Октябрьский район |
32120 чел. |
|
г.о. Нягань |
63466 чел. |
|
всего |
95586 чел. |
|
Советский район |
46492 чел. |
|
г.о. Югорск |
39233 чел. |
|
всего |
85725 чел. |
|
Кондинский район |
30387 чел. |
|
г.о. Урай |
41356 чел. |
|
всего |
71743 чел. |
В период экстремальных погодных условий (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения) возможно возникновение следующих аварийных ситуаций, связанных с:
- обострением обстановки на транспорте и увеличением показателей аварийности;
- обрывом линий ЛЭП и линий связи;
- ухудшением условий движения на дорогах общего пользования (нарушения в работе светофоров и пр.);
- нарушениями в работе городского транспорта;
- ухудшением условий воздушного сообщения;
- увеличением травматизма среди населения, повреждением личного имущества граждан;
- нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения;
- нарушениями и аварийными ситуациями в системе ЖКХ;
- нарушением железнодорожного сообщения;
- осложнениями при проведении высотных и строительных работ;
- обрушением ветхих и слабо укрепленных конструкций (рекламные щиты, билборды, фрагменты кровли), порча имущества.
Риск возникновения происшествий и ЧС на объектах ТЭК и ЖКХ:
Прогнозируются аварийные ситуации на объектах ТЭК и ЖКХ, (системе водоснабжения, сетях газо-, электроснабжения): порывы линий электропередач, обрывы технических проводов связи с ОЯ – сильные гололедно-изморозевые отложения вследствие чего возможен выход из строя оборудования, которое может повлечь кратковременные нарушения в работе электроэнергетических систем районов и нарушения в работе базовых станций сотовой связи операторов. Источник происшествий износ коммуникационных сетей, аварийное отключение систем жизнеобеспечения.
Прогнозируются перебои в подаче электроэнергии в результате перехлеста и обрыва проводов и замыканий на электросетях (трансформаторных подстанциях открытого типа). (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Износ электроэнергетических систем:
Сургутский район |
53% |
|
г.о. Сургут |
50% |
|
Ханты-Мансийский район |
18% |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
7,3% |
|
Нефтеюганский район |
45% |
|
г.о. Нефтеюганск |
49% |
|
г.о. Пыть-Ях |
56% |
|
Кондинский район |
43% |
|
г.о. Урай |
70% |
|
Октябрьский район |
60% |
|
г.о. Нягань |
48% |
|
Советский район |
50% |
|
г.о. Югорск |
54% |
Протяженность электросетей:
Сургутский район |
806,500 км |
г.о. Сургут |
697,000 км |
Ханты-Мансийский район |
690,539 км |
г.о. Ханты-Мансийск |
1199,910 км |
Нефтеюганский район |
1000,030 км |
г.о. Нефтеюганск |
529,000 км |
г.о. Пыть-Ях |
225,000 км |
Кондинский район |
974,922 км |
г.о. Урай |
484,692 км |
Октябрьский район |
2010,300 км |
г.о. Нягань |
263,51 км |
Советский район |
333,200 км |
г.о. Югорск |
162,700 км |
Количество трансформаторных подстанций:
Сургутский район |
307 |
|
г.о. Сургут |
549 |
|
Ханты-Мансийский район |
165 |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
396 |
|
Нефтеюганский район |
242 |
|
г.о. Нефтеюганск |
171 |
|
г.о. Пыть-Ях |
86 |
|
Кондинский район |
258 |
|
г.о. Урай |
163 |
|
Октябрьский район |
209 |
|
г.о. Нягань |
5 |
|
Советский район |
291 |
|
г.о. Югорск |
77 |
Риск увеличения количества ДТП:
Возможно ухудшение дорожной обстановки в связи с ожидаемыми погодными условиями (на дорогах гололедица в виде снежного наката, переметы, ухудшение видимости, сильные гололедные явления), на автомобильных дорогах ХМАО-Югры, а также вследствие несоблюдения правил дорожного движения и нарушений в работе автомобильного транспорта существует вероятность возникновения ДТП на участках дорог регионального значения.
Возможна отмена междугородних автобусных перевозок. Существует риск ограничения движения на участках автомобильных дорог федерального и регионального значения:
Федеральные автодороги:
- 743 км Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск (Нефтеюганский район); в районе
н.п. Каркатеевы;
- 773-774 км Р-404 Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск (Нефтеюганский район); в районе н.п. Пойковский;
- 19-20 км Р-404 «Подъезд к г. Сургут» (Нефтеюганский район). 2 км от поворота на
н.п. Сингапай.
Территориальные автодороги:
- 6 км Нефтеюганск - левый берег р. Обь (Нефтеюганский район);
- 57 км Сургут - Нефтеюганск (Сургутский район).
Общее количество: 5 опасных участков дорог в 2 районах округа.
Основные факторы и причины увеличения ДТП:
- нарушение правил маневрирования;
- нарушение правил проезда пешеходных переходов;
- несоблюдение скоростного режима, безопасной дистанции, требований дорожных знаков;
- выезд на полосу встречного движения;
- техническое состояние транспортных средств;
- ненадлежащие содержание автомобильных дорог;
- неблагоприятные метеорологические явления. (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Риск обрушения слабоукрепленных конструкций, деревьев, сооружений и т.п.:
В связи с прогнозируемыми ОЯ – сильные гололедно-изморозевые отложения возможны повреждения кровли жилых домов частного сектора, также существует угроза населению и имуществу граждан (автомобили) вследствие падения незакрепленных/слабо укреплённых конструкций, деревьев (рекомендуется прекратить наружные и высотные работы). (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Износ систем теплоснабжения:
Сургутский район |
23% |
|
г.о. Сургут |
50% |
|
Ханты-Мансийский район |
88% |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
26% |
|
Нефтеюганский район |
60% |
|
г.о. Нефтеюганск |
60% |
|
г.о. Пыть-Ях |
51% |
|
Кондинский район |
45% |
|
г.о. Урай |
70% |
|
Октябрьский район |
60% |
|
г.о. Нягань |
49% |
|
Советский район |
50% |
|
г.о. Югорск |
44% |
Количество котельных:
Сургутский район |
25 |
|
г.о. Сургут |
21 |
|
Ханты-Мансийский район |
30 |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
135 |
|
Нефтеюганский район |
18 |
|
г.о. Нефтеюганск |
2 |
|
г.о. Пыть-Ях |
8 |
|
Кондинский район |
27 |
|
г.о. Урай |
3 |
|
Октябрьский район |
54 |
|
г.о. Нягань |
17 |
|
Советский район |
28 |
|
г.о. Югорск |
17 |
Риск возникновения происшествий на железнодорожном транспорте:
Чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте не прогнозируется.
Риск возникновения происшествий на водных объектах:
Гидрологическая обстановка стабильная, опасных гидрологических явлений не прогнозируется.
Возможно возникновение несчастных случаев по факту нарушения правил охраны жизни людей на водных объектах (возможны происшествия, связанные с нахождением людей на водных объектах).
Основная причина – несоблюдение техники безопасности при нахождении на водных объектах территории автономного округа: нарушение запрета выхода людей на лед, выезда транспорта на закрытые ледовые переправы, эксплуатация маломерных судов в период ледохода, весенние ледовые явления, ледоход.
Риск увеличения травматизма среди населения и повреждения личного имущества граждан:
Во время прохождения ОЯ – сильные гололедно-изморозевые отложения возможно увеличение случаев травматизма среди населения связанное с: частотой падения во время гололеда; ОРЗ; ухудшением самочувствия метеозависимых людей, связанное с перепадами атмосферного давления. (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Риск происшествий на социально-значимых объектах:
Чрезвычайных ситуаций на социально-значимых объектах не прогнозируется.
Количество СЗО:
Сургутский район |
127 |
|
г.о. Сургут |
141 |
|
Ханты-Мансийский район |
70 |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
180 |
|
Нефтеюганский район |
38 |
|
г.о. Нефтеюганск |
93 |
|
г.о. Пыть-Ях |
19 |
|
Кондинский район |
76 |
|
г.о. Урай |
42 |
|
Октябрьский район |
61 |
|
г.о. Нягань |
35 |
|
Советский район |
135 |
|
г.о. Югорск |
58 |
Риск происшествий на ПОО:
Чрезвычайных ситуаций на потенциально-опасных объектах не прогнозируется.
Количество ПОО:
Сургутский район |
45 |
|
г.о. Сургут |
3 |
|
Ханты-Мансийский район |
12 |
|
г.о. Ханты-Мансийск |
0 |
|
Нефтеюганский район |
38 |
|
г.о. Нефтеюганск |
0 |
|
г.о. Пыть-Ях |
1 |
|
Кондинский район |
16 |
|
г.о. Урай |
8 |
|
Октябрьский район |
17 |
|
г.о. Нягань |
7 |
|
Советский район |
11 |
|
г.о. Югорск |
2 |
Аварийные ситуации на воздушном транспорте:
В аэропортах и на вертолетных площадках округа существует риск возникновения аварийных ситуаций, задержки авиарейсов. (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Риск увеличения количества техногенных пожаров в жилом секторе:
Прогнозируется рост пожаров в жилом секторе, на объектах административного и социального назначения (в т.ч. обусловленных нарушениями в работе электроэнергетических систем в результате повышенных нагрузок и неисправностью электрооборудования). (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Увеличивается риск происшествий на категорированных и не категорированных туристических маршрутах.
В период прохождения экстремальных погодных условий возможно возникновение ситуаций, связанное с ухудшением условий по маршруту. (Источник ЧС - ОЯ: сильные гололедно-изморозевые отложения).
Рекомендации по реагированию на прогноз
(органам исполнительной власти муниципальных образований)
С целью недопущения аварийных и чрезвычайных ситуаций рекомендуется выполнить следующие превентивные мероприятия:
1.Органам местного самоуправления муниципальных образований во взаимодействии с ЕДДС:
1.1. провести информирование населения, которое может оказаться в зоне влияния неблагоприятного природного явления (через местные СМИ, сайты (сайты администрации), ТВ, радиостанции, уличные пункты оповещения);
1.2. довести прогноз до сил и средств РСЧС, до населения, а также до СЗО, до туристических групп;
1.3. проверить работоспособность системы оповещения;
1.4. органам управления, сил и средств РСЧС усилить бдительность к угрозе возникновения, возникновению чрезвычайной ситуации и социально-значимых происшествий, рассмотреть вопрос о введении режима функционирования «повышенной готовности» для приданных сил и средств;
1.5. выполнить мероприятия для защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в соответствии с действующим законодательством;
1.6. усилить контроль за состоянием окружающей среды, осуществлять мониторинг неблагоприятных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, организовать оценку их социально-экономических последствий;
1.7. организовать непрерывный сбор, обработку и передачу органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;
1.8. принять оперативные меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях, а именно:
1.8.1. предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания, проверить готовность к работе автономных источников электропитания (подвижных электростанций), определить очередность подачи электроэнергии к объектам социального назначения в случае возникновения чрезвычайной обстановки;
1.8.2. предупредить организации о прекращении всевозможных строительных (уличных) работ (особенно на крановых установках);
1.8.3. проверить готовность ПВР;
1.9. уточнить планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и иные документы;
1.10. восполнить при необходимости резервы материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
1.11. быть в готовности при необходимости проводить эвакуационные мероприятия;
1.12. органам повседневного управления муниципальных образований (ЕДДС) направить в ОДС ЦУКС Главного управления донесения (ФОРМА 1-ЧС) и анализ выполнения превентивных мероприятий.
2. Местным подразделениям ГИБДД:
2.1. реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций
на участках автомобильных дорог (наиболее опасных к возникновению ДТП);
2.2. своевременно информировать население, дорожные службы, органы местного самоуправления муниципальных образований о дорожной обстановке;
2.3. проводить мониторинг дорожной обстановки на подведомственной территории;
2.4. обеспечить усиленное несение службы патрульными экипажами ДПС и на стационарных постах;
2.5. выставить временные дорожные знаки по ограничению скоростного режима, организовать ограничение движения на особо опасных участках дорог.
3.Руководителям предприятий, организаций и учреждений:
3.1 усилить охрану и предусмотреть меры безопасности промышленных и особо важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также объектов с массовым пребыванием людей (спортивные сооружения, торговые и развлекательные центры и т.д.) при получении информации об неблагоприятных явлениях;
3.2. предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания, проверить готовность к работе автономных источников электропитания (подвижных электростанций);
3.3. продолжать контроль (объезд, обход) воздушных линий электропередач, распределительных устройств, головных трансформаторных подстанций.
4. Общие мероприятия для Ф и ТП РСЧС:
4.1. изучить полученный прогноз, довести прогноз всем органам Ф и ТП РСЧС;
4.2. руководителям Ф и ТП РСЧС усилить бдительность к угрозе возникновения, возникновению чрезвычайной ситуации и социально-значимых происшествий;
4.3. усилить контроль за обстановкой по линии дежурно-диспетчерских служб, обеспечить немедленное прохождение информации и докладов;
4.4. уточнить наличие и состав сил и средств;
4.5. проверить готовность аварийных служб к реагированию;
4.6. проверить планы (отселения) эвакуации;
4.7. проверить планы первоочередного жизнеобеспечения населения;
4.8. проверить и обеспечить готовность системы оповещения и информирования населения, средств связи и управления;
4.9. осуществить информирование населения, которое может оказаться в зоне влияния неблагоприятного природного явления;
4.10. рассмотреть вопрос о круглосуточном дежурстве аварийно-восстановительных бригад;
4.11. предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания, проверить готовность к работе автономных источников электропитания (подвижных электростанций);
4.12. обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на дорожно-транспортные происшествия, на повреждения линий связи, электропередач;
4.13. рассмотреть вопрос об ограничении выхода транспортных средств;
4.14. осуществить контроль за техническим состоянием транспорта, используемого для перевозки опасных грузов и предрейсовой подготовкой водителей;
4.15. провести мероприятия по укреплению несущих конструкций и кровельных покрытий, имеющих высокую степень износа;
4.16. выполнить мероприятия в соответствии с действующим законодательством.
5. Рекомендации населению:
5.1 Ограничить использование личного транспорта, заблаговременно поставив автомобиль в безопасное место;
5.2 Соблюдать осторожность при пешем передвижении ввиду погодных условий;
5.3 При передвижении соблюдать дистанцию между автомобилями, не превышать скоростной режим, соблюдать требования дорожных знаков;
5.4 Исключить междугородние поездки.